Фильм, длиною в целую жизнь 17.11.2023

Очередная премьера состоялась в кинотеатре «Родина», на этот раз – в рамках XXIX Минского международного кинофестиваля «Лістапад», в ожидании которого жили все местные ценители истинного кинематографа. Вниманию зрителей была представлена картина конкурсной программы форума – документально-художественный фильм Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова «Боже! Чувствую приближение Твоё!».

К осознанному просмотру киноленты жлобинчан пригласил клирик Свято-Троицкого собора иерей Павел Кулиш.

– Личность режиссёра Андрея Тарковского, которому посвящён этот фильм, имеет большое значение для нашего кинематографа. Он первым в советское время имел смелость через свои работы показать зрителю, что есть Создатель, что есть чадо Его Божье, и доносить истину: вера – это единственное, что может спасти человека. Неслучайно, все фильмы режиссёра есть исповедь перед Создателем, а вся его жизнь – не что иное, как путь к Богу, – отметил Павел Кулиш.

Безусловно, картина «Боже! Чувствую приближение Твоё!» – для подготовленного зрителя, посвящённого в биографию и творчество Андрея Тарковского. Здесь всё построено на образах и мотивах, которыми были наполнены картины великого режиссёра.

Это и зеркало, в котором мы видим мастера. А ведь это не просто метафора – это ключ к пониманию всего творчества Тарковского: свой взгляд он всегда направлял внутрь себя, в глубины памяти, в лабиринты совести. Своё лицо разглядывает в зеркале герой «Соляриса», в зеркальной глади воды отражаются смельчаки «Сталкера», рискнувшие попасть в Зону, хранит зеркало и тайну Александра из «Жертвоприношения»… Как отражение в зеркале мы видим и главного героя киноленты «Боже! Чувствую приближение Твоё!».

Не обошли своим вниманием режиссёры и образ дерева. Случайно ли? Вовсе нет. Помните знаменитую картину «Иваново детство»? Чёрный засохший ствол-обрубок напоминает опалённую и искалеченную войной душу главного героя. А в финале «Жертвоприношения» маленький сын безумного Александра пытается вернуть к жизни дерево, которое накануне жёг его отец. Между тем в конкурсной картине «Лiстапада», как и в фильмах Тарковского, много зелени, которая символизирует жизнь в её земных проявлениях, наполненную счастьем и радостью.

Хрестоматийными кадрами являются и рассыпавшиеся на залитой солнцем земле яблоки, которые едят кони, и звонкий, властно проникающий в течение жизни героев дождь…

Поймав эту ноту, Николай Бурляев и Дмитрий Чернецов воплотили её в изобразительной пластике своего фильма. Однако самым неожиданным визуальным решением картины стал эпизод с затонувшим домом. Маленький мальчик подходит к берегу Волги и ныряет под воду. Там, на дне реки, он находит свой деревянный дом, и храм, стоящий недалеко от него, и высохшее дерево, и забор… О появлении этой метафоры накануне премьеры фильма телезрителям поведал сам идейный вдохновитель ленты Николай Бурляев:

– Когда мы приехали на родину к Тарковскому в Завражье (Волга, храм, где он крестился), нам говорят, что дом, где он родился, он там. Он затоплен, этот дом. И тогда мы начали думать: а вот как же сделать этот образ затонувшей Матёры? Ушёл под воду мир Тарковского… И отсюда появились наши подводные съёмки…

Так кадр за кадром, образ за образом режиссёры фильма ведут зрителя по духовному пути Андрея Тарковского.

– Он чувствовал Создателя интуитивно, воплощая на экране высокий дух в художественных образах. Он ведал то, что вера должна быть сутью, а не довеском в душе. Он сумел разжечь изначальный импульс души своей до пламени, которое его согревало и сожгло. В мире людей он не мог долго быть, ибо они не сумели стать хворостом, который подбрасывают в огонь, – делится своими наблюдениями Николай Бурляев и одновременно заставляет задуматься каждого из нас об истинном предназначении мастера.

Почему лауреат Венецианского и Каннского фестивалей не пользовался признанием в СССР? Почему его ленты критиковались и подвергались цензуре? Ответ на эти вопросы также даётся в фильме, но звучит он из уст самого мастера во время одного из итальянских интервью:

– Какое дело продюсеру до истины? Сейчас очень трудно говорить об этих проблемах, почти дико. Потому что сейчас никто ни копейки не заплатит за поэзию…

Тарковский уехал в Италию в 1982 году, чтобы снимать фильм «Ностальгия», глубоко русский во всех его аспектах.

– Я хотел рассказать о русской ностальгии – том особом и специфическом для нашей нации состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от родины… Я хотел рассказать о роковой привязанности русских к своим национальным корням, к своему прошлому, к своей культуре, к родным местам… о привязанности, которую они несут всю свою жизнь, независимо от того, куда их забрасывает судьба… – поясняет сам режиссёр.

По глубокому убеждению Николая Бурляева, Тарковскому помогли уехать и помогли не вернуться. В доказательство этому он приводит слова своего друга и учителя: «Как бы трудно ни было, надо жить и работать в России».

В финале документально-художественного кинофильма режиссёры приоткрывают тайну названия картины. Кинолента названа по первой строчке личной молитвы Андрея Тарковского, которую в его дневниках обнаружил Николай Бурляев: «Боже! Чувствую приближение Твоё. Чувствую руку Твою на затылке моём. Хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю всё Твоё, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости!»

Примечательно, что свою молитву Тарковский написал не перед смертью, а во время съёмок «Сталкера», кадрами из которого и начинается кинорассказ Бурляева. «В Зоне вообще прямой путь не самый короткий», – говорится в фильме Тарковского. Не назовёшь короткой и дорогу, которой шёл к вере великий кинорежиссёр. Чтобы доказать это зрителю, Николаю Бурляеву понадобилось целых 62 года.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.